TOP-5 нашумевших, необычных и курьёзных эпизодах тайного майнинга с помощью "казённого" оборудования, о которых рассказывает Анджела Чэнь, научный обозреватель издания
После всех разговоров о том, что биткоин потребляет бешеные объёмы энергии, наконец появилась первая научная работа с оценками, сколько же электричества необходимо криптовалютному сектору. Приведённые в ней данные поддерживают точку зрения пессимистов.
Уровень энергопотребления может удвоиться к концу этого года, и если он продолжит расти с нынешней скоростью, то к концу 2019-го биткоин, возможно, будет использовать больше энергии, чем способны произвести все солнечные батареи на свете.
Майнинг дорог, и кто с такими ценами откажется помайнить за чужой счёт?
Расчёты, опубликованные на этой неделе в журнале Joule, не новы. Автор Алекс де Врис уже публиковал их в прошлом, но только теперь им дало оценку экспертное сообщество. В своей работе де Врис пишет, что следует принимать в расчёт такой фактор, как возможность хищения электричества. И это, пожалуй, один из самых любопытных аспектов исследования.
Есть масса примеров криптоджекинга — взлома компьютеров с целью майнинга. В нём замешены и сомнительные приложения, и корпоративные сайты, и даже кофейни Starbucks. В этом случае пользователь что-то открывает или скачивает, и свободная вычислительная мощность его компьютера используется для майнинга без ведома владельца.
Де Врис пишет совсем не об этом: он приводит примеры людей, сознательно злоупотребляющих ресурсами компаний и научных фондов. Это вдохновило меня на поиск дополнительной информации.
Приводим пять наиболее впечатляющих примеров.
1. Российских учёных-ядерщиков задержали за попытку майнинга криптовалют на правительственных компьютерах.
Красота данного случая заключается в абсурдности места, где эта история произошла. Российские учёные находились не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Российском федеральном ядерном центре в городе Сарове Нижегородской области. Этот центр также известен как Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ). Именно там с середины прошлого века разрабатывалось и создавалось советское атомное оружие. Центр представляет собой режимное предприятие в закрытой зоне, куда нет доступа туристам. Компьютеры ядерного центра (среди которых самые мощные в России) не были связаны с интернетом. Когда в феврале 2018 года один из учёных попытался подключить суперкомпьютеры ко Всемирной паутине, департамент безопасности забил тревогу. Группа сотрудников была задержана, и против них возбудили уголовное дело.
2. Арест сотрудника Департамента цитрусовых во Флориде.
В марте этого года IT-менеджер Департамента цитрусовых во Флориде (да, именно так звучит название этого ведомства, отвечающего за производство цитрусовых культур в штате) был арестован за майнинг биткоина и лайткоина, о чём сообщило местное издание Tampa Bay Times.
В отличие от эпизода с русскими, Мэтью Давенпорт попался так же, как и большинство незаконных майнеров: кто-то заметил рост расходов на электричество. Когда ежемесячный счёт подскочил на $825, коллеги Давенпорта по Департаменту цитрусовых заподозрили неладное. Вдобавок ко всему Давенпорт потратил более $20 000 из средств штата на оборудование для майнинга.
3. Американское правительство отстранило от работы профессора, тайно майнившего монеты на суперкомпьютерах Национального научного фонда.
Нам хочется верить, что учёные — особенно те, что наняты правительственными агентствами, созданными на средства налогоплательщиков, — окажутся порядочными людьми. Иногда мы ошибаемся. Суперкомпьютеры Национального научного фонда предназначены для поиска лекарства от рака. В марте 2014 года эта организация заподозрила сотрудника в том, что он воспользовался оборудованием для личного обогащения. И это стоило фонду огромных счетов за электричество.
В полугодовом отчёте, который Национальный научный фонд предоставил Конгрессу в марте 2014 года, сообщается:
Исследователь потратил $150 000 из средств фонда на работу компьютеров в двух университетах с целью производства биткоинов на сумму от $8000 до $10 000.
Учёный утверждал, что проводил на компьютерах тесты, но представители обоих университетов говорят, что он самовольно удалённо проник в компьютерные системы, после чего пытался скрыть активность — в частности, подключаясь к одному из суперкомпьютеров через сайт-зеркало в Европе.
4. Студент Гарварда майнил Dogecoin на суперкомпьютере.
Многие студенты пользуются бесплатным электричеством кампуса для майнинга криптовалют. Наш случай выделяется тем, что студент майнил Dogecoin — пародийную "цифровую p2p-валюту с открытым исходным кодом, выбор сиба-ину во всём мире".
Этот инцидент вынудил помощника декана факультета исследований в области научных вычислений Гарварда Джеймса Каффа написать студентам электронное письмо с призывом "не позволить этому повториться". Блажен, кто верует: это будет повторяться.
5. Сотрудник Федеральной резервной системы занимался майнингом на рабочем месте.
Случай выдающийся, поскольку, как многим известно, американская Федеральная резервная система призвана контролировать реальные деньги. Однако аналитик технических средств связи Николас Бертом не поверил в то, что работодатель сможет проконтролировать его деятельность. В итоге Бертому присудили испытательный срок и обязали выплатить $5000.
Какой урок можно вынести из этих эпизодов: страсть к криптовалютам может охватить каждого. Людям нравится мошенничать. Можно быть учёным или чиновником, студентом, журналистом или даже работником центрального банка, регулирующего фиатные деньги.
Приведенные случаи — самые яркие, информация о которых попала в СМИ всего мира. В тоже время тысячи подобных случаев замалчивались, или о них неизвестно. Хакеры также не спят — сотни тысяч "зараженных" компьютеров, тайно майнят для них различные монеты на миллионы долларов.
Жадность и тупость — вечный тренд. Судьбы майнеров различны, иногда их пытают в Украине "на подвале", майнинг в России – это ОМОН и аресты, а другие добыватели криптовалют, в тоже время, наслаждаются курортами и спортивными машинами.