Известный аналитик рынков криптовалюты Хуан Вийяверде (Juan M. Villaverde), являющийся экспертом Weiss Cryptocurrency Ratings и недавно представивший абонентам подписки агентства
На прошлой неделе в мой электронный почтовый ящик "с грохотом" упало письмо. В нём была история о получивших широкое распространение манипуляциях на криптовалютном рынке.
Если в двух словах…
Киты, владеющие большими деньгами, распродают свои криптовалюты для покупки Tether. Курсы резко устремляются вниз, розничные инвесторы изо всех сил стараются продать, а киты совершают выгодные покупки одну за другой. Повторять до бесконечности.
Без регулирования киты продолжают манипулировать рынком и питаться планктоном. Для богатых манипуляции — это о том, как управлять благосостоянием с растущей эффективностью. Для среднего инвестора это — грабёж средь бела дня.
Что вы думаете? Правдиво такое представление о криптовалютном рынке или нет?
Прочитайте ещё раз. Подумайте, как бы вы ответили. И тогда прочтите мой ответ…
Грустная правда о криптовалютных рынкахДа, существуют киты с их большими деньгами, и они поднимают волну. И ещё раз да, целые школы средних инвесторов часто проглатываются целиком. Однако под поверхностью — глубоководные и перекрёстные течения, о которых не знает большинство людей. И в этой темноте рождаются пять мифов…
Миф 1. "Из-за китов криптовалютные рынки уникальны"Вовсе нет! Мы видим то же поведение цен почти на каждом "тонком" финансовом рынке, который когда-либо существовал.
Например, в начале 1630-х годов в результате спекуляции цена луковиц тюльпанов подскочила до невиданных высот. Всего одна луковица, получившая название Semper Augustus, была куплена за 12 акров земли. За другую дали 160 бушелей пшеницы, 160 бушелей ржи, 4 вола, 12 свиней, 2 бочки вина, 4 ящика пива, 2 тонны масла, 1000 фунтов сыра и многое другое. Затем предложение превысило спрос, и всё рухнуло.
В 1970-х это повторилось вновь. На этот раз главным китом стала Компания южных морей (англ. – the South Sea Company), получившая монополию на торговлю в Южной Атлантике, в основном — доставку рабов из Африки в Южную Америку. Инсайдеры и крупные инвесторы вышли на рынок, и, поскольку акции начали расти, люди массово "прыгнули на борт". В результате всего за шесть месяцев курс акций компании взлетел с 125 до 960 фунтов.
Перенесёмся в поздние 1980-е. Одним из секторов, где распространились махинации, стали продажи акций золотодобытчиков. Тогда мелкие инвесторы потеряли так много денег, что новым определением золотодобытчика стало "лжец с дырой в земле".
Даже теперь инвесторы на неликвидных рынках, таких как акции Пенни сток (англ. Penny stock — "грошовые акции"; в США — любая акция с рыночной стоимостью ниже $5), всё ещё уязвимы: речь о схемах pump-and-dump, инсайдерской торговле и других видах мошенничества.
Миф 2. "Киты виноваты в крупных убытках и страданиях мелких инвесторов"Не имеет значения, насколько жадными и расчётливыми могут быть киты, мелкие инвесторы на рынке с той же самой целью — заработать столько денег, сколько вообще возможно. Никто не заставляет мелких инвесторов покупать по курсу рядом с верхним пределом, равно как и никто не вынуждает их продавать, когда курс достиг дна. Они делают это по доброй воле. Это было характерно для рынков минувших лет, это также справедливо и для рынка криптовалют.
Миф 3. "Киты контролируют рынок"Это правда, что несколько человек владеют диспропорционально крупной долей всего мирового запаса криптовалют. Однако иметь большое количество монет — не значит получить возможность контролировать их цену. Как раз наоборот, чаще это — проклятье, а не благословение.
Предположим, вы — крупный стейкхолдер в компании Ripple, владеющей львиной долей токенов XRP. Это может сделать вас миллиардером, но только на бумаге!
Дело в том, что продавать вам некому. Вы — крупная рыба в маленьком пруду. И вы оказываетесь в ловушке со своими активами с высокой волатильностью. Продадите слишком много — цена упадёт. В таком случае, вы рубите сук, на котором сидите.
Миф 4. "Киты знают больше о рынках, чем более мелкие инвесторы"Ха! Вот пример: даже Майк Новогратц (Mike Novogratz), подкованный институциональный инвестор, недавно заявил: он несколько сожалеет о том, что его компания вышла на медвежий криптовалютный рынок уже в форме публичного банка.
И это — один из наиболее влиятельных институциональных инвесторов в этом пространстве; недальновидность, упомянутая им, лишь подтверждает наши выводы.
Если вы думаете, что средние инвесторы — единственные, кто попадается на удочку мошенников, вспомните обо всех "экспертах" Уолл Стрит и гигантских финансовых институтах, которые купились на $65-миллиардную пирамиду Берни Мейдоффа (Bernie Madoff), работавшую на протяжении десятилетий и лопнувшую в 2008 году!
Пенсионные фонды, фонды национального благосостояния, крупные фондовые биржи и государственные учреждения восхваляли звёздный послужной список Мейдоффа и принимали его с распростёртыми объятиями, пока семьи миллиардеров незаметно теряли целое состояние.
Миф 5. "Регулирование решит проблему"Реальность такова: власти не могут запретить страх и жадность, которые становятся причиной роста и падения рынков — они настолько же бессильны, как если бы попытались заморозить циклы, движущие вселенную. И с практической точки зрения, у них попросту нет способа, с помощью которого они могли бы добраться до большинства манипуляторов пенни стоками или мошеннических ICO.
Вот почему американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) всегда призывает к ПОЛНОМУ РАСКРЫТИЮ ИНФОРМАЦИИ и ОБРАЗОВАНИЮ ИНВЕСТОРОВ.
"Не говорите мне, что я могу или не могу купить! — заявляет средний инвестор. — Просто обнародуйте все факты, предупредите меня о мошенничестве и дайте мне какое-то руководство по тому, как принимать мои собственные разумные решения".