Бывший технический директор Ripple Стефан Томас (Stefan Thomas) хочет составить конкуренцию Эфириуму и
Определение "новая" не вполне подходит в данном случае.
Платформа Codius, которую анонсировал Томас – это проект с открытым исходным кодом, который Ripple выпустила в бета-версии в 2014 году, но дальнейшая разработка была впоследствии отложена.
После того, как в мае этого года Томас объявил, что покидает Ripple, он решил вдохнуть новую жизнь в проект и
По словам Томаса, монетизация веб-контента до сих пор опиралась на неуклюжие "обходные пути", такие как реклама, платный доступ к информации и сбор данных пользователей (вспомните о недавнем фиаско Facebook). Но в рамках его нового проекта, благодаря применению протокола с открытым исходным кодом Interledger, который был разработан внутри Ripple для отправки платежей через разные реестры, планируется добавить в браузер функцию, дающую пользователям возможность осуществлять микроплатежи посещаемым сайтам.
"Codius может активировать такие пользовательские сценарии как "договор о выплате дохода". Это модель позволяет получать доход, в то время как пользователи смотрят фильм и платят деньги всем сторонам, которые участвовали в создании фильма. При этом оплата осуществляется не пакетными платежами, а постепенно. К другим сценариям относятся смарт-контракты Codius, которые помогут новостным каналам и их читателям управлять авторизацией и подписками и -выступать как своего рода панель управления для ваших денег", — сказал Томас.
"Telindus, дочерняя IT-компания бельгийской телекоммуникационной корпорации Proximus Group в Люксембурге, будет использовать Codius для развития новых моделей прямой электронной коммерции", — сказал главный архитектор программного обеспечения Telindus Томас Шерер (Thomas Scherer).
Джош Уильямс (Josh Williams), ранее инвестировавший в известные игровые платформы Unity, Zynga и Kabam, сказал, что будет использовать Codius в новых проектах, в том числе в работе игровой компании, название которой пока не раскрывается.
Уильямс отметил:
"Команды в игровой индустрии и в других областях ведут разработки на базе Эфириума и сталкиваются со всеми нам знакомыми проблемами, связанными с затратами и масштабируемостью. Codius обладает большим потенциалом в решении этих проблем, и мы очень хотим работать с ним".
Томас поддержал этот комментарий и сказал, что в то время как сеть Эфириума продемонстрировала жизнеспособность смарт-контрактов, она одновременно раскрыла собственные уязвимости, поскольку приложения на базе Эфириума продолжают сталкиваться с проблемами масштабирования.
В отличие от Эфириума, Codius позволяет разработчикам писать код смарт-контракта на любом языке программирования, и дать контрактам возможность работать в качестве "смарт оракулов", обмениваясь информацией с внешними источниками данных. Именно это, по словам Томаса, привлекает разработчиков.
"Люди, которые обращаются к нам, говорят: - Мы тут экспериментируем с Эфириумом и сталкиваемся с проблемами масштабируемости. Он слишком дорогой, слишком медленный. Он недостаточно гибкий. Нам не нравится писать на этом странном языке", — сказал он.
По какой причине Ripple забросила разработку Codius?
Хотя Codius и был анонсирован в начале 2015 года, еще до того, как был запущен блокчейн Эфириума, по словам Томаса идея проекта казалась опережающей свое время. Разработчики Ripple тогда рекламировали платформу в качестве модели совместимости и заявляли, что она способна обрабатывать не только XRP, но и биткоин, эфир и фиатные валюты. Однако проект столкнулся с препятствиями.
Добавление смарт-контрактов открыло новые способы атаки на реестр, а техническая архитектура была громоздкой. В 2015 году Томас
Тогда команда проекта осознала, что ученые в области информатики решили эту проблему в 1970-х, разработав трехуровневую архитектуру, в которой -логический уровень- находится между базой данных и уровнями пользовательского интерфейса. Codius при этом выступает в качестве среднего слоя, сказал Томас.
Он добавил:
"Будет небольшое количества кода, который получает доступ к некоторым активам в реестре XRP и обращается к некоторым данным, находящимся в Эфириуме, что позволяет обеспечить более гибкую архитектуру. И самое главное, это позволяет создавать смарт-контракты, а также другие виды контрактов".
Но создание такой платформы потребовало бы налаживания эффективной коммуникации между реестрами, что было невозможно в то время. Именно поэтому Ripple начала разработку Interledger Protocol с открытым исходным кодом — чтобы обеспечить эту коммуникацию.
"Мы просто не считали, что смарт-контракты могли превратиться в зрелую индустрию на том этапе развития… Честно говоря, ценность их реального использования на практике была весьма сомнительно, - добавил Томас.
Именно поэтому разработка Codius была отложена. Однако теперь, три года спустя, сомнения Томаса относительно ценности технологии смарт-контрактов исчезли. Напротив, он видит проблемы масштабирования Эфириума — дорогостоящие транзакции и медленное время подтверждения — как признаки того, что смарт-контракты готовы отойти от мэйнфреймов, отойти от Эфириума и перейти к более гибкой архитектуре, которая включает в себя несколько разных реестров".
Очередной "убийца" Ethereum?
Codius отнюдь нельзя назвать единственным потенциальным "убийцей" Эфириума, который появился за последние пару лет. Все подобные проекты рекламируют способность осуществлять более быстрые и безопасные смарт-контракты, но обычно это становится возможным благодаря компромиссным решениям — как с точки зрения безопасности блокчейна, так и децентрализации.
Например, проект EOS, основная сеть которого сейчас находится в процессе запуска, также обещает быстрые и дешевые транзакции за счет того, что они подтверждаются только валидаторами, выбранными в процессе голосования, а не всем распределенным сообществом майнеров, как в классических блокчейнах. Тем не менее, Томас утверждает, что архитектура Codius позволяет разработчикам определить собственные приоритеты, а не принимать компромиссы сети как данность.
"Вы можете выбрать уровень децентрализации", — сказал Томас.
"Если вы загрузите его на четыре или пять хостов, у вас будет уровень децентрализации, сопоставимый с Эфириумом, но при этом стоимость транзакций будет на порядок ниже. Или вы можете загрузить его на 100 хостов, и вы получите гораздо более высокий уровень децентрализации, чем у Эфириума".
Что касается безопасности, Томас утверждает, что у Codius есть несколько преимуществ перед Эфириумом и другими блокчейнами со смарт-контрактами.
Во-первых, сеть создана на базе HyperContainer, проекта с открытым исходным кодом, который использует контейнеры Docker для изоляции кода данного контракта и минимизации площади уязвимостей для атаки. Во-вторых, разработчики Codius не ограничены одним языком программирования, таким как Solidity, с которым они вряд ли также хорошо знакомы, как, например, с JavaScript.
"Я думаю, что многие проблемы и компромиссы, крупные взломы и т.д. напрямую связаны с этими новыми языками, уровень безопасности которых весьма сомнителен", — сказал Томас.
Что касается цены, Томас сравнивает стоимость транзакций Эфириума, которые могут быть больше 60 центов и даже доллара, с платформой Lambda Amazon Web Services, где аналогичная операция стоит 20 центов за миллион запросов. AWS централизована, но Томас считает, что стоимость транзакций в Codius будет находиться "между этими двумя крайностями".
Для Томаса развертывание Codius — первый шаг к созданию стандартного протокола монетизации веб-контента, а также сообщества вокруг него. Томас полагает, что фирмы могут решить хостить свои сайты на Codius, а не AWS. При этом "Coil будет чем-то вроде Spotify, но открытым протоколом, объединяющим потребителей, поставщиков интернет-услуг, сайты и создателей контента".
И хотя код по-прежнему требует доработки, Томас настроен оптимистично и считает, что Codius станет шагом вперед для разработчиков, которые пишут смарт-контракты, решающие проблемы сегодняшних компаний.