Британский стартап Revolut может дискредитировать всю сферу финансовых технологий перед инвесторами, считают участники финтех-рынка. В разговоре с Bloomberg на условиях анонимности руководители шести компаний из отрасли высказали опасения, что если у Revolut начнутся серьезные проблемы, компания потянет за собой остальных игроков рынка.
Это особенно актуальная проблема для Лондона, власти которого поощряют эксперименты финтех-компаний с новыми бизнес-моделями.
Необанк Revolut базируется как раз в Лондоне. Он был основан летом 2015 года в Лондоне выходцами из России и Украины – Николаем Сторонским и Владом Яценко. С тех пор компания, предлагающая дебетовые карты и услуги по обмену фиатных и криптовалют, успела привлечь более $336 млн и с оценкой в $1,7 млрд попасть в число "финтех-единорогов".
В число инвесторов Revolut входит фонд DST Global миллиардера Юрия Мильнера. По собственным данным стартапа, его сервисом пользуется около 4 млн человек и свыше 30 тыс. компаний.
Проблемы компании Revolut
Проблемы у стартапа начались в конце февраля, когда британская газета The Telegraph обвинила его в отмывании денег. Тогда Сторонский был вынужден дать развернутый ответ по поводу временного отключения функции отслеживания подозрительных транзакций. На фоне этого скандала к стартапу за разъяснениями обратилось Управление по финансовому регулированию и надзору (FSA) Великобритании.
Другим негативным эпизодом для Revolut стало обвинение со стороны журнала WIRED в плохом обращении с сотрудниками. Бывшие работники в разговоре с изданием рассказали о постоянных переработках и некорректном отношении со стороны руководителей.
Также в WIRED обратили внимание на возможное нарушение правил приема на работу: например, в качестве тестового задания сотрудникам предлагали привлечь к использованию сервиса не менее 200 новых клиентов. Задание не оплачивалось и не гарантировало трудоустройство. При этом его предлагали не только менеджерам по развитию, но и кандидатам на вакансии, непосредственно не связанные с привлечением новых пользователей — в частности, претендентам на должность в PR-отделе.
Незадолго до этого стартап поймали на использовании фальшивой статистики в маркетинговой кампании.
Что думают эксперты?
Как рассказал Bloomberg сотрудник аналитического центра RUSI Том Китинг, стремительное расширение Revolut вызывает вопрос, не обходит ли стартап в своей деятельности какие-либо важные правила. Он обеспокоен тем, что финтех-компании пренебрегают соблюдением правил, которые направлены на противодействие финансовым преступлениям, вкладывая при этом все свои средства в рекламу и технологии.
Издание отметило, что эксперты скептически оценивают подход Revolut, в рамках которого при проверке сомнительных транзакций стартап опирается не на людей, а на технологии. Основателя Obiter Consult Питера Норриса настораживает тот факт, что за соблюдение финансового законодательства в компании ответственны алгоритмы машинного обучения и всего 150 специалистов.
Норрис отметил, что компьютерные программы не способны проверять все источники данных по абсолютно каждому клиенту, а это несет в себе проблему.
По словам одного из участников рынка, Revolut надеется повысить доверие со стороны регуляторов, привлекая к сотрудничеству видных банковских деятелей.
Так, в начале марта стартап нанял главу инвесткомпании Standard Life Aberdeen Мартина Гилберта и бывшего операционного директора Silicon Valley Bank Брюса Уоллеса.
В конце прошлого года Банк Литвы первым в Европе предоставил Revolut лицензию специализированного банка. С ее помощью стартап получил возможность внедрять свои сервисы в ряде европейских стран.
Накануне премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис высказал мнение, что в будущем у Литвы могут быть проблемы с Revolut, поскольку ЦБ выдал лицензию без соблюдения соответствующих финансовых рисков.
"ЛИЦЕНЗИЯ ВЫДАНА, УСТАНОВЛЕН ПОТОЛОК ИХ РОСТА В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ. НО ПОСЛЕ ЭТОГО НИКАКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ НЕТ, И СЕЙЧАС, КАКОВА СТРУКТУРА, КАКОВЫ ЦЕЛИ, КТО АКЦИОНЕРЫ И ВСЕ ПРОЧЕЕ, ВСЕ ЭТО СЕГОДНЯ РОЖДАЕТ ВОПРОСЫ", — ЗАЯВИЛ ПРЕМЬЕР.
При этом член правления Банка Литвы Марюс Юргилас отметил, что регулятор, прежде чем выдать лицензию стартапу, взвесил не только финансовые риски, но и вызовы для национальной безопасности, политические и геополитические риски.